МО "Село "Харбук"
Администрация муниципального образования "Село "Харбук"

История

В конце 7-6 тысячелетия до нашей эры в Дагестане произошел окончательный переход к новым формам экономики, базирующейся на земледелии и скотоводстве. Иначе сложился быт. Появились окультуренные злаки, земледельческие орудия, одомашненные животные, возникли фундаментальные каменные жилища, зарождалось керамическое производство.

Освоение меди (3—2 тысячелетие до н.э.) повлекло за собой рост производительности труда. Поселения этого периода выявлены у селений Мекеги, Гапшима.

Стоянки и селища первобытного человека расположены вблизи исторической родины харбукцев — Карбачи-дирка. Харбукцы среди даргинцев и других народностей Дагестана сохранили до наших дней и подняли на новый уровень навыки древних кузнецов: технику древней металлообработки, выплавки железа и т.п.

Согласно местным преданиям, великий полководец А. Македонский решил завоевать весь мир. Он собрал большую и сильную армию. Сто лучших кузнецов Греции сопровождали его во время походов. Кузнецы изготавливали для войск полководца подковы, оружие, снаряжение. После смерти А. Македонского (323 г. до н.э.) мастера Греции попали в Дербент, оттуда разбрелись в поисках нового места жительства. Мастера останавливались в нескольких местах и в конце концов оказались в Карбачи-дирка. Это место приглянулось им потому, что рядом пролегал торговый путь и недалеко находились железорудные копи. Харбукцы, потомки от мастеров древней Греции, сотни лет обеспечивали дагестанцев добротными орудиями труда и оружием. Лишь во времена нашествия Тимура харбукцам пришлось оставить свое село и переселиться на новое место жительства.

Древний Харбук располагался недалеко от с. Муги (Акушинский район). В 50-е годы здесь археолог Котович В. Г. обнаружил часть сопла древней кузницы. В 5 км к юго-востоку от древнего Харбука, «на крутом склоне горы находятся копи. Существует предание, что здесь в древности добывали железную руду и плавили железо».

В Харбуке сохранились многочисленные предания о древних поселениях. Разведка окрестностей позволила выявить развалины 3 крупных, 6 мелких поселений типа родовых поместий, развалины 28 поселений позднего периода типа махьи (хутор) и 23 сезонных хуторов. Из них особо выделяется поселение, расположенное в местности Шик гӏяя. Поселение Дирмаки, видимо, является очень древним. От него сохранились остатки фундаментов оборонительных стен метровой толщины. XIинтӏин шин (дарг. Красная вода) — поселение расположено в 6 км к западу от с. Харбук. Сохранились руины стен.

Поселения Халикьла гӏяя (поселение Халика), Дян гӏяя (поселение Дя на), Иштӏа гӏяя (поселение Иштӏала) и Айдула гӏяя (поселение Айду) являются поселениями типа родовых поместий.

Лишь во время нашествия Тимура харбукцам пришлось оставить свое се­ло и переселиться на новое место жительства.

Ныне Харбук по сравнению с другими селами Дахадаевского района яв­ляется одним из самых труднодоступных даргинских сел. Поэтому, согласно преданию, за всю историю своего существования его так и не удалось захватить ни одному завоевателю.

Сохранилось предание о жестокой расправе персов, подошедших к сс. Кубачи и Харбук. Прежде чем уйти, шахское войско воевало с Харбуком три месяца. Оборонительные башни харбукцы обмазывали кровью животных, чтобы стены казались издалека сделанными из железа.

По ночам дети, старики и женщины тайно уходили в лес, а к утру с шумом, с флагами, жердями, клубами пыли возвращались к себе, и со стороны выглядели, как ежедневно подходящие подкрепления из соседних земель. Все-таки персы напали на село, но потерпели поражение и, бросив оружие, отступили, при этом потеряв немало лошадей, многие из нападавших оказались плененными. И после того сражения нашествия врагов на территорию Дагестана прекратились. Никому не удавалось покорить горцев Дагестана.

И все же враги шли на всякие хитрости, чтобы захватить село. Однажды, когда мужчины ушли на пятничную молитву в мечеть, на башнях остались одни женщины, враги, зная это, обошли селение с южной стороны и решили проникнуть в село через нижний квартал. Молодая девушка Хадижат первая заметила врагов. Быстро надев доспехи брата и схва­тив оружие, побежала навстречу врагам. На узкой тропинке она их встретила лицом к лицу и преградила им путь. На помощь ей поспешил юноша Гамадар. Но силы были неравные, Гамадара убили, а Хадижат, чтобы не попасть в руки врагов, прыгнула в ущелье. Местность, где произошло это событие, называется «Чарбаркь» («Возврат»). Могила девушки стала зияратом, а вода у родничка около могилы считается лечебной. По преданию, харбукцы захватили здесь много пленных, коней, оружие и две пушки. В жестокой схватке они вынудили врагов бежать. Поэтому с тех пор это место названо «Возвратом».

Для харбукцев, как и для всех советских людей, Великая Отечественная война была суровым ис­пытанием. За годы войны 200 харбукцев сражались на разных фронтах, из них 123 человека полегли на поле брани, а могилы 99-и погибших за Родину харбукцев до сих пор не найдены.

На фронтах войны особо отличились Ибрагимов Магомедрасул – кава­лер двух орденов Славы, награжден четырьмя боевыми медалями, Шаиев Магомедали – летчик-штурмовик, награжден орденом Красной Звезды, Магомедов Гаджимурад, награжден орденом Славы III степени, Гасанов Магомедгаджи, награжден медалью «За отвагу», удостоен 7 пра­вительственных наград и многие другие харбукцы. В самые тяжелые годы войны более 50 женщин из Харбука приняли активное участие в сооружении оборонительных рубежей.

Ремесло и занятия харбукцев

Харбукцы, как и кубачинцы, уже в период средневековья являлись мастерами металлообработки высочайшего класса, при этом их поселения были крупными центрами ремесленного производства.

Харбукские мастера всегда удовлетворяли потребности горцев в металли­ческих изделиях. Особое развитие получило оружейное дело. Амузги и Харбук с древней­ших времен занимали ведущее место в производстве холодного оружия. Но главным центром производства огнестрельного оружия в Дагестане являлся Харбук.

По преданию, харбукцы принимали участие в движении Шамиля. Шамиль сам прибыл в Харбук для ознакомления с производством оружия и добычей железа. Он заказал харбукцам изготовить много подков, гвоз­дей, пистолетов, ружей, кинжалов, которые не уступали бы заводским, пишет Маргграф О.В. В 1923 году в селе было образовано объединенное товарищество металли­стов, кустарей-ремесленников. Вскоре оно стало промартелью, потом переиме­новано в Харбукский комбинат художественных изделий, выпускавший более 35 видов изде­лий.

Харбукцы внесли большой вклад в культуру села, района, а также респуб­лики: ученые, врачи, спортсмены, певцы, художники, поэты достойно носят звания заслуженных работников культуры РД и России.

Более 20-и человек стали докторами и кандидатами наук разных специальностей, среди которых Раджабова Залпа Камаловна – первая женщина из Харбука и Дагестана, ставшая доктором экономических наук, доцент кафедры мировой экономики.

Абдулманапова Аминат Абдулманаповна – первая из Харбука и даргинских женщин Дагестана народный поэт РД, член Союза писателей и журналистов России, лауреат международной премии «Филантроп» и многих других премий, а также премии им. Р.Гамзатова, автор более 40 книг, изданных в Москве и Махачкале, автор более 350 песен, а также неоднократный победитель конкурса «Песня года», где выступают знаменитые артисты Дагестана.

Докторами наук стали Рабаданов Р.А., Раджабов О.Р., Яхъяев М.Я. – доктор филос. наук, декан филфака, завкафедрой философии; Гасанов К.А. – проректор ДГТУ; Рабаданов Г.А. – доктор хим. наук ДГУ; Алиомаров Л.М. – канд. пед. наук; Абдулмеджидов А.Ю. – доктор мед. наук; Юсупов Х.А. – ученый, член Союза писателей и журналистов России; Магомедрасулов А.А. – судья высшей категории.

Более 25 харбукцев имеют специальное образование, связанное с изобразительным искусством. Это Юсупов Х.Ю. – ведущий художник РД и России; Тимур Кагиров, чьи выставки проходили почти во всех городах России; Альбина Абдулаева – художник-модельер, член Союза художников и журналистов РФ, обладатель гранта Президента РД, участница многих российских и республиканских выставок и дипломант, в Санкт-Петербурге в конкурсе на приз «Пушкинское перо» она стала победителем показа моделей, сделанных собственноручно; Курбанадамов А.К. – участник и дипломант многих выставок.

Небольшое село Харбук дало родине таких работников культуры, как Осман Османов – главный режиссер даргинской редакции радиовещания РД, Пирдауз Камалова – профессиональная артистка, заслуженный работник культуры РД, обладатель многих дипломов на конкурсах «Песня года» и других.

Среди харбукцев немало спортсменов, внесших значительный вклад в развитие спорта в РД и награжденных орденами и медалями.

Проживая в городах и районах Дагестана, харбукцы не забывают о родном селе, соблюдают свои традиции и обычаи, бережно к ним относятся. Они понимают, что, сохраняя сегодня народные промыслы, традиции села, мы тем самым сберегаем культурное достояние нации и обеспечиваем его передачу будущим поколениям.

Документы

Документы не выбраны

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie